Развращенность бурнуазной семьи

И на великие события времени, такие, как объединение Дунайских княжеств, писатель смотрит глазами крестьянина («Дед Ион Роатэ и объединение», «Дед Ион Роатэ и Куза-Водэ»). Характерно, что Крянгэ отдал дань сказкам и именно с них начал свой творческий путь. К 80-м годам относится расцвет творчества непревзойденного мастера румынской театральной сатиры Иона Луки Караджале (1852-1912).

Его комедии «Бурная ночь», «Господин Леонидэ перед лицом реакции» и «Потерянное письмо» вошли в золотой фонд национального театрального искусства, а последняя приобрела мировую известность.

Чередой перед зрителем прошли лжегерои, олицетворявшие затхлый мир мещанства, развращенность бурнуазной семьи, погрязшую в коррупции администрацию, не знающее удержу политиканство.

Караджале был автором сатирических новелл, в которых выражал те же идеи.

В очерке «1907 год от весны до осени» он обрушил свой гнев на правящую клику, осудив кровавую расправу над восставшими крестьянами, разоблачив две «исторические партии», либералов и консерваторов, как две шайки, попеременно грабящие народ.

Значительными явлениями в румынской литературе рубежа XIX-XX вв. явилось творчество Барбу Штефанеску-Делавранчи, Александру Влахуцэ, трансильванцев Иона Славича и Георге Кошбука.

Для Делавранчи (1858-1918) характерны глубокие размышления о морали. Новеллу «Султаникэ» он посвящает жизненной драме обесчещенной крестьянской девушки; в повести «Хаджи Тудосе» им изображен своего рода румынский Шейлок, для которого составляет смысл жизни.

В то же время критика примыкавшего к консерваторам Делавранчи идет с позиций нравственности; социальные корни обличаемых пороков писатель обходит своим вниманием.

Александру Влахуцэ (1858-1919) оставил значительное творческое наследие в стихах и в прозе, в центре которого фигура интеллигента, его конфликт с окружающей действительностью.

Ион Славич (1849-1925) являлся бытописателем трансильванского села.